Как выбрать фаркоп для автомобиля

Считается, что выбор и установка фаркопа, или тягово-сцепного устройства для своего автомобиля – занятие элементарное. Достаточно знать максимальные величины нагрузок, указанные производителем в технических характеристиках устройства. На самом деле  это не совсем так.

Выбор фаркопа для автомобиля


Итак, что же нужно знать чтобы правильно подобрать фаркоп?


На выбор фаркопа влияет целый ряд технических характеристик:


    Расстояние между отверстиями креплений (т.н. "разболтовка") для ТСУ на задней балке автомобиля;


      Тип сцепного устройства, которое используется на прицепе (петля или замок);


      Максимально допустимая полная масса прицепа, которую рекомендует производитель автомобиля.


        Величины максимальных вертикальных и горизонтальных нагрузок.


        Тягово-сцепные устройства: перейти к разделу >>>

        И если с получением данных по первым трем пунктам не должно возникнуть никаких сложностей, то с учетом того,  что сейчас выпускается множество моделей автомобилей и прицепов, разнящихся по своим характеристикам, величины максимальных вертикальных и горизонтальных нагрузок придется рассчитать самому. Для этого существуют несложные формулы, дающие возможность правильно подобрать сцепное устройство для пары тягач-прицеп. При этом следует учитывать конструкционные особенности  прицепов: с передней поворотной осью или с центральным размещением оси.


        Подбор фаркопа для эсплуатации прицепа с передней поворотной осью

         

        Схема нагрузок на фаркоп автомобиля с прицепом с поворотной осью (ППО)


        Определяющей величиной является  максимально допустимая горизонтальная нагрузка (на разрыв и на сжатие) в килоньютонах (кН). Условно ее обозначают буквой D.


        Формула для вычисления D выглядит так: 


        Формула рассчета вертикальной нагрузки на фаркоп автомобиля с прицепом с передней поворотной осью (ППО)

         
        Здесь:


        • Т [тонн] – максимально разрешенная полная масса автомобиля;
        • R [тонн] – максимально разрешенная полная масса прицепа с передней поворотной осью;
        • g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.


        Полученная фактическая величина D не должна превышать значение, указанное производителем фаркопа.


        Подбор фаркопа для эксплуатации прицепа с центральным размещением оси

         



        В этом случае нужно знать сразу три показателя:


        • максимально допустимая горизонтальная нагрузка – Dc [кН];
        • максимально допустимая динамическая вертикальная нагрузка – V [кН];
        • максимально допустимая статическая вертикальная нагрузка – S [кг].


        Величина 
        Dc [кН], или максимальная горизонтальная нагрузка рассчитывается по следующей формуле:


        формула расчета вертикальной нагрузки на фаркоп автомобиля с прицепом с центральным размещением оси (ЦРО)

         
        Где:


        • Т [тонн] – максимально разрешенная полная масса автомобиля;
        • C [тонн] – сумма всех нагрузок на ось прицепа с ЦРО при полной загрузке;
        • g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.


        Полученная величина Dc не должна превышать значение, указанное производителем для данного фаркопа.


        Величина 
        V [кН] (динамическая вертикальная нагрузка) для прицепа с центральным размещением оси рассчитывается по следующей формуле:

        Схема нагрузки на ТСУ прицепа с центральным размещением оси (ЦРО)

        Формула рассчета динамической нагрузки на ТСУ прицепа с центральным размещением оси (ЦРО) 


        Где:


        • a [м/с2]– коэффициент, отряжающий вертикальное ускорение на фаркопе в зависимости от типа задней подвески автомобиля, а именно:Х [м] – длина грузовой платформы прицепа;
        • а = 1.8 м/с2 – для пневматической подвески;
        • а = 2.4 м/с2 – для любой другой подвески;
        • L [м] – длина от центра тягово-сцепного устройства до середины колесной базы;
        • X2/L2 - при рассчетах принимается равным не менее 1.
        • С [тонн] – сумма всех нагрузок на ось прицепа с центральным размещением оси при полной загрузке.


        Полученная фактическая величина вертикальной нагрузки V не должна превышать значение, указанное производителем на тягово-сцепное устройство. Эти показатели нужны для того, чтобы учесть динамическую нагрузку на фаркоп прицепа во время движения.


        Примечание:
         Величины Dc (максимальная горизонтальная нагрузка) и V (динамическая вертикальная нагрузка) должны учитываться вместе.


        Величина 
        S [кг] обозначает максимально допустимую вертикальную нагрузку на тягово-сцепное устройство неподвижного автомобиля с прицепом. Эта величина указывается производителем фаркопа. Реальная же вертикальная статическая нагрзука зависит не только от веса прицепа в нагруженном состоянии, но и от размещения груза. Если груз смещен вперед, значение S может быть превышено, что может привести к поломке тягово-сцепного устройства, "отрыву" прицепа от автомобиля на ходу и аварии.  Не лучше ситуация, если груз смещен к заднему борту прицепа – тогда тягово-сцепное устройство прицепа может "сорвать" с фаркопа автомобиля во время движения. Особенно велика опасность таких эксцессов на спусках и подъемах. Поэтому во избежание "потери" прицепа на ходу следует внимательно изучать характеристики тягово-сцепных устройств, которыми предполагается оснастить автомобиль и прицеп к нему.


        Теперь, потратив немного времени на эти несложные расчеты, вы будете уверены в том, что сделали правильный выбор. Фаркоп, подобранный в соответсвии с рассчитанными характеристиками, верой и правдой прослужит долгие годы.


        Если при выборе фаркопа у вас возникли вопросы, 
        Вы всегда сможете получить квалифицированную консультацию опытных менеджеров интернет-магазина PRAGMATEC. Обращайтесь по телефонам: (067) 332-08-77, (050) 388-87-12 или пишите на e-mail: [email protected].