Типы якорей: как правильно выбрать якорь для лодки

Лодочные якоря

Возможность надежной фиксации судна не менее важна, чем его высокая скорость и плавучесть. Разнообразие плавсредств привело к появлению множества разновидностей устройств, с помощью которых можно уверенно остановиться в нужной точке. И какой якорь подойдет в каждом отдельном случае, определяется массой факторов, о которых придется рассказать немного подробнее.


Виды якорей


Если постараться определить, какой якорь из предлагаемых на рынке образцов имеет самое давнее происхождение, то это, безусловно, будет модель Холла. Изобретенный во второй половине 19-го века гражданином Великобритании, он почти до самого конца 20-го века оставался наиболее распространенным. Устройство оснащено качающимися лапами, которые при протаскивании по дну поворачиваются вниз, надежно вонзившись и закрепившись в грунте.


В целом, список доступных к продаже товаров, получивших наибольшее распространение благодаря своим возможностям, выглядит так:

Холла

Дэнфорта

«Плуг»

Брюса

Грибовидный

«Ромашка»

«Кошка»


Каждое из этих устройств имеет свои плюсы и минусы, делающие его предпочтительным для применения в определенных условиях. Но есть ряд факторов, которые позволяют подобрать оптимальный якорь. Какой лучше приобрести непосредственно для использования на вашем судне, станет ясно после подробного рассмотрения их достоинств и недостатков.


Как выбрать якорь


Для того чтобы ответить на вопрос, какой якорь для катера нужен, необходимо определить условия, в которых он будет работать. Основным фактором, влияющим на возможность применения устройства, является вид грунта, на котором оно должно уверенно закрепиться.


Владельца судна должно беспокоить не только как стоять на якоре, но и как сделать так, чтобы контакт устройства с донной поверхностью был максимально быстро восстановлен при его временной потере. Этому способствуют особенности конструкции.


Владельцу судна, подбирающему подходящий вариант, необходимо также ознакомиться с тем, как достают якорь в случае его потери или невозможности обычными средствами поднять на борт. Это не только позволит уберечь денежные средства, но и сохранит нервные клетки, а также, вполне возможно, предотвратит катастрофу.

Модификация Холла

ХоллаДанный тип применяется больше сотни лет. Его отличает достаточно высокая универсальность. Главной особенностью является способность работать на песчаных и галечных поверхностях. Несмотря на это его все реже используют. Он обладает сравнительно слабой удерживающей силой, недостаточной для современных условий – принято считать, что для «Холла» она всего в 4 раза превышает его собственный вес. Значительным недостатком считается и малая вероятность повторного закрепления, если его вырывает из грунта. Поэтому данное устройство отдают за борт во время движения судна.

Дэнфорта

ДэнфортаЭта модификация представляет собой усовершенствование предыдущей модели. Отличие заключается в том, что его лапы сделаны максимально широкими и сильно сближены друг с другом. Изделие дополнено длинным штоком, который не дает ему упасть набок, и увеличивает удерживающую силу. Уменьшенный вес и увеличенная площадь поверхности способствует его сносу под влиянием течения.

«Плуг»

Данная модель эффективна для применения на илистом и песчаном дне. Конструкция обеспечивает надежное заглубление при любых условиях. На камнях эффективность изделия резко снижается.

Брюса

ПлугЭто разновидность предыдущей модели. Конструкция способствует уверенному заглублению практически на любых грунтах. Но по удерживающей силе на песке и иле данное устройство уступает предыдущему.

Грибовидный

БрюсаЛучший якорь для лодки из ПВХ и любых других надувных судов. Имеет достаточный вес, неплохо зарывается в песок и ил. Отсутствие острых деталей делает его самым безопасным.

«Ромашка»

Разновидность грибовидного, отличающаяся тем, что круглая «шляпка» разделена на сегменты. Внешне он действительно похож на ромашку. Лучше предыдущего заглубляется в песок и ил, отлично подходит для использования на реках с быстрым течением. Также применяется на надувных судах.

«Кошка»

КошкаУ устройства четыре лапы, которые первоначально были неподвижно закреплены – изделие не имело движущихся частей. Конструкция обеспечивает уверенное заглубление, но перед командой судов часто появляется проблема – как достать якорь, если он зацепился за камень или корягу. Поэтому образцы именно этого типа чаще всего остаются на дне.

Сейчас чаще используются модификации, позволяющие складывать «кошку». Это обеспечивает повышенную компактность и снижает вероятность повреждения элементов корпуса судна острыми лапами.

Какой якорь нужен для лодки ПВХ

Какой якорь нужен для лодки данного типа, можно определить по характеру дна и размерам судна. Если планируется использовать его на песчаном или илистом дне, то лучше приобрести грибовидный (только для стоячей воды) или «ромашку». Плавание на реках с сильным течением лучше осуществлять с более «цепким» устройством – складная «кошка» будет идеальным выбором.

Не менее важно знать, какой вес якоря для лодки ПВХ оптимален. Малое водоизмещение судна и большая парусность делает его подвластным воздействию ветра. Поэтому для надежности удерживающее устройство должно весить не менее чем 1 кг на 1 метр длины лодки. Если предполагается максимальная загрузка судна, то необходимо, чтобы якорное устройство также соответствовало условию: вес якоря должен быть не меньше, чем 1% от массы лодки с максимумом груза.

Иногда у новичков возникает вопрос, какой длины якорь нужен. Такая постановка не совсем верна, так как рассчитывается не длина самого устройства, а комбинация якоря и троса (цепи). Для обеспечения безопасной стоянки часто используется вес цепи. Длина же всего комплекса должна быть такой, чтобы при полном натяжении угол наклона троса (цепи) относительно грунта не превышал значение, при котором лапы якоря теряют удерживающую силу. Чем длиннее трос – тем надежнее будет работать устройство.