Каждый катер, яхта и лодка должны быть оснащены якорем. Если судно не совсем уж миниатюрное, то якорь будет иметь немалый вес. Руками поднимать такой тяжелый предмет, вытягивая его за канат или цепь с глубины 15-20 метров довольно сложно, особенно в условиях волнения или при сильном течении. Но это и не требуется. Сейчас производится огромное количество специальных устройств, использующихся для подъема якорей любого размера и массы.
Что такое якорная лебедка?
Якорная лебедка представляет собой приспособление, предназначенное для манипуляций с якорем или с грузом, который используется вместо него. Как правило, это устройство применяется для решения двух задач – подъема и выгрузки якоря, а также для перемещения судна, например вытаскивания на берег или же спуска на воду. Во втором случае может использоваться специальная якорно швартовная лебедка.
Основными деталями и узлами приспособления являются:

Корпус. Используется в качестве основного элемента, на который крепятся остальные узлы. Чаще всего вся конструкция закрывается защитным кожухом.
Привод. В качестве привода может быть использована ручка или электромотор с редуктором, а также гидромотор.
Катушка с канатом или цепью. Часто оснащается специальными приспособлениями для равномерного наматывания.
Роульс – направляющий ролик для якорного троса (цепи).
Крепление. Предназначено для того, чтобы лебедка для лодки была надежно закреплена.
Сейчас в основном производятся механизмы, оборудованные ручным, электрическим и гидравлическим приводом. Из них только ручные и электрические используются на малых и средних судах.
Лебедка для якоря на лодку снабжена специальным фиксатором, блокирующим катушку при отпускании рукоятки или прекращении работы автоматического привода. Это позволяет производить подъем якоря в несколько приемов. Или, если необходимо передвинуть лодку на небольшое расстояние, его можно поднять не полностью, оставив в полуспущенном состоянии, переместить судно и уже после этого опустить на дно. В таком случае с данной работой справится один человек.
Ручная лебедка
Лебедка для подъема якоря вручную не имеет электро- или гидромотора – это главное отличие ручного устройства от электрического или гидравлического. Единственным приводом является рукоятка, с помощью которой необходимо вручную крутить катушку с канатом или цепью для того, чтобы поднять или опустить якорь.
Типичным представителем механизмов этого типа является модель STRONGER STEEL HANDS 10, которая может применяться при условии, что максимальный вес якоря не будет превышать 10 кг. При этом в заблокированном состоянии лебедка может удержать вес до 360 кг – столько выдержит трос до разрыва.
Устройства с ручным приводом используются все реже, так как стоимость автоматизированных механизмов постоянно снижается. Сейчас купить лодочную лебедку уже можно по цене, приемлемой для большинства владельцев судов.
Электрические лебедки
Лодочные лебедки с электроприводом более популярны у хозяев судов. Устройство представляет собой такой же механизм для поднятия и опускания якоря, как и ручное. Но наличие мотора позволяет рассматривать электролебедку как еще одного члена команды. Все действия, связанные с подъемом и выгрузкой якоря, будут заключаться в нажатии на соответствующую кнопку запуска двигателя. Такие образцы часто оснащаются пультами дистанционного управления, поэтому для того, чтобы произвести операции с якорем не обязательно находиться у приборной панели или возле устройства.
Некоторые производители выпускают модели, обладающие повышенной надежностью. Как правило, они имеют функцию ручного подъема и спуска якоря. Для этого дополнительно устанавливается механизм, дублирующий электродвигатель.
Электрическая якорная лебедка для лодки имеет и другие отличия от ручной:

Органы управления двигателем. Если устройство предназначено для открытой установки, то на его корпус будут вынесены кнопки.
Электронный блок с силовым реле. Он необходим для повышения надежности работы электрических цепей и электродвигателя.
Как подобрать якорную лебедку
Подбор подходящей модели производится на основании технических данных и понимания того, для решения каких задач приобретается якорная лебедка. Купить устройство лучше после определения следующих параметров:
Суммарный вес якоря и троса (цепи). Лебедка должна гарантированно справиться с подъемом груза, необходим небольшой запас.
Максимальное усилие троса (цепи) на разрыв. От этой величины зависит, сможет ли он удержать судно.
Скорость подъема. Устройства, комплектуемые маломощными двигателями, оснащаются редуктором с большим передаточным числом, что сильно замедляет вращение катушки.
Способ установки. Якорная лебедка для лодки ПВХ должна иметь специальное крепление, которое не предназначено для установки устройства на обычный катер или яхту.
Тип привода, ручной или автоматический. Ручная лебедка для лодки предназначена в основном для использования на лодке, длина которой не превышает 4 м, а также на малом надувном судне.
Тип управления. Это может быть ручное управление, с помощью кнопок, размещенных на самом устройстве, а также дистанционное – кнопки могут размещаться на приборной панели и быть подсоединены проводами. Есть модели, в комплект поставки которых входят пульты дистанционного радиоуправления.
Особенностью электролебедок, о которой часто забывают, является потребность в мощном источнике питания, как правило, напряжением 12 В. Например, такая популярная модель, как AUTOTRAC BIG WATER 45, способная в штатном режиме работать с якорем весом до 20 кг, имеет электродвигатель, мощностью 150 Вт. Значит ток потребления во время подъема якоря составит 12,5 А и стандартный автомобильный аккумулятор емкостью 60 А*ч полностью разрядится менее чем за 5 часов работы.
Что из этого следует? А это значит, что купить лебедку для лодки, предназначенную для работы с грузом 20 кг, едва ли стоит в том случае, если ваш якорь весит 10 кг. Важна также предельно допустимая нагрузка на трос. Но для AUTOTRAC BIG WATER 45 это значение составляет 317 кг - меньше, чем у ручной STRONGER STEEL HANDS 10.
Зная возможности устройств, параметры судна и свои потребности очень просто подобрать оптимальный вариант.
Как установить якорную лебедку
Лебедку необходимо устанавливать на ровную поверхность, способную выдержать механическую нагрузку, превышающую предельное усилие на разрыв троса. При необходимости, место, предназначенное для установки, надо укрепить.
Очень важно установить роульс так, чтобы он выступал за пределы палубы. Поднятие якоря не должно сопровождаться его касаниями и ударами о борта. Особенно важно выполнить данное условие в случае, если это лебедка для лодки ПВХ.
Соединение якоря с канатом должно производиться с помощью вертлюга.
Аккумулятор подключается к кабелю через термореле и так, чтобы исключить возможность переполюсовки.
Кабель прокладывается в защищенном от повреждения месте и не должен мешать находящимся на судне.
Начинать эксплуатацию лебедки можно только после тщательной проверки надежности креплений, правильности установки роульса, и подготовки к работе всех остальных узлов.
Компания «PRAGMATEC» предоставляет широкий выбор моделей якорных лебедок. Наши специалисты предоставят подробную консультацию и помогут купить якорную лебедку для лодки исходя из потребностей заказчика.