Виды якорей
Задача, возлагаемая на якорное устройство, заключается в обеспечении фиксации судна на одном месте. Это может быть лодочный якорь, а также любые другие модели, предназначенные для использования на судах самого разного класса – от маленького суденышка до огромного океанского лайнера. Они применяются в открытом море и на рейдовых стоянках, их используют на реках, водохранилищах, озерах и вообще в любых местах, где ходят речные или морские суда.
За долгую историю мореплавания было придумано и использовалось множество разных якорей, некоторые из них получили название в честь своего создателя:
Якорь Холла
Дэнфорта
Брюса
«Плуг»
«Ромашка»
«Кошка»
Грибовидный
Плавучий
Ледовый
Преимущества и недостатки
Для того чтобы устройство полностью выполняло свою функцию, необходимо добиться его надежного зацепления на дне водоема. Якорь на катер или любое иное судно подбирается в зависимости от поверхности дна. Она может быть покрыта грунтами различных видов и для обеспечения прочного закрепления якоря его параметры должны максимальным образом соответствовать конкретному грунту. Каждая модификация устройства имеет свои отличительные черты, есть модели более универсальные, но есть и такие, которые обладают специфическими характеристиками.
Холла
Долгое время был одним из самых распространенных. Его способность уверенно зацепляться как за песчаную, так и за галечную поверхность обусловила большую популярность и привела к массовому использованию на морских и речных судах разного класса. Имеет поворачивающуюся на 450 голову с широкими лапами, которые зарываясь, получают удерживающую силу, примерно в 4 раза превышающую вес самого устройства. Главным недостатком модели является малая вероятность повторного зарывания в поверхность, если лапы вырываются из грунта и начинают ползти. Не помогает даже вытравливание якорной цепи.
Дэнфорта
Является модернизацией предыдущей модели. В отличие от него снабжен специальным штоком, предотвращающим опрокидывание на бок. Лапы устройства сближены, головная часть имеет минимальный объем, что способствует зарыванию вглубь. Испытания на песчаном дне показали феноменальную удерживающую силу. Достоинством также является его компактность в сложенном состоянии.
Из недостатков можно назвать снижение эффективности на гальке. Еще одним минусом особенностей конструкции считается его снос в сторону до падения на дно под влиянием течений.
«Плуг»
Модификация с одной лапой, которая при опускании на поверхность падает набок. Специальная конструкция обеспечивает зарывание на большую глубину при протаскивании. Идеально подходит для применения на песчаном и илистом дне, на камнях держит заметно хуже.
Брюса
Модернизация предыдущей разновидности, применяется на любых грунтах. При любом варианте падения на дно глубоко заглубляется. Его подъем не вызывает особых затруднений. Обладает большой удерживающей силой, которая достигает 30 килограмм на 1 кг собственного веса. Отлично выполняет свои функции на илистых и песчаных поверхностях. Хуже работает на каменистом дне, но все же немного лучше, чем предыдущий.
Грибовидный
Идеальный якорь для лодки ПВХ. Относится к безрогим устройствам и представляет собой конструкцию в виде гриба (зонтика), имеющего широкую цельную или разделенную на сегменты шляпку. Не требует много места, может быть помещен в любой уголок. Данная разновидность хороша еще и потому, что ее массовое использование на малоразмерных надувных судах обусловлено в основном безопасностью применения. В его конструкцию не входят заостренные элементы, которые могут повредить лодку. Коэффициент удерживающей силы находится в пределах от 6 до 10, что существенно ниже, чем у предыдущего. Очень плохо работает на камнях.
«Ромашка»
Принадлежит к группе грибовидных, по своей конструкции действительно напоминает одноименный цветок с тремя широкими лепестками. Его часто называют «Речным». Такой якорь для катера купить стоит из-за его великолепной цепкости и способности выдерживать быстрые течения. Минусом, как и для всей группы, является значительное снижение удерживающей способности на камнях.
«Кошка»
Используется на малоразмерных судах благодаря своим компактным габаритам в сложенном состоянии. Иногда якорь кошка складной заменяется изделием упрощенной конструкции – в нем нет подвижных частей, он не складывается. Редко используется на больших судах и только в качестве вспомогательного. Предпочтителен для использования на песчаных и каменистых грунтах.
Он компактен, в отличие от упрощенной модели его транспортировка безопасна, исключена возможность повреждения судна острыми деталями. Якорь кошка для лодки ПВХ является оптимальным вариантом не только с точки зрения безопасности – он обеспечивает повышенное зацепление. Но этот плюс легко превращается в минус. Его трудно поднять, если лапа попадает в трещину, зацепляется за корягу, камень или другой тяжелый предмет.
Плавучий
Якорь парашют – это вспомогательное устройство, применяемое в качестве дополнительного. Используется в случае невозможности применения основного по какой-либо причине. Например, это может быть глубина, потеря главного приспособления или его недостаточная удерживающая сила.
Он отлично подойдет как дополнительный якорь для яхты, на которую особенно сильно влияют ветровые нагрузки. Он не может полностью предотвратить, но сильно замедляет снос судна под действием ветра.
Ледовый
Приспособление для крепления ко льду имеет вид крюка, который может закладываться в ледовую трещину или в выдолбленную лунку. Так же как предыдущий, применяется в качестве дополнительного.
Как правильно подобрать вес
Узнать, какой нужно купить якорь для лодки, можно используя специальную таблицу или по формулам, в которых учитывается масса судна и его водоизмещение.
Масса с полной загрузкой, кг
|
До 150
|
150-200
|
250-500
|
500-750
|
750-1000
|
Вес якоря, кг
|
1,5
|
2
|
5
|
7,5
|
12,5
|
Но есть и общие рекомендации. Принято считать, что якорь для катера, яхты или лодки должен весить не менее 1% от массы полностью снаряженного судна с максимальным грузом. Это видно и по данным таблицы. Если необходимо более точно определить данный параметр, то формула будет выглядеть так:
Вес якоря ≥ 0,01×(вес пустого судна + вес снаряжения)
В некоторых случаях, когда полная загрузка не планируется, то узнать, сколько должно весить приспособление, можно еще проще. Для этого достаточно запомнить одно важное правило: на 1 кг якоря должен приходиться 1 м длины судна.
Выбирать якорь парашют для лодки надо, основываясь на площади поверхности, которую обычно определяют по его диаметру. Желательно, чтобы он весил как можно меньше.
Несмотря на наличие упрощенных методов определения, надо помнить, что оптимальный по массе лодочный якорь купить можно, только определившись с модификацией приспособления, которое вы собираетесь использовать. Огромное значение имеет скорость течения и сила постоянно дующих ветров. Необходимо точно представлять, на каких грунтах потребуется максимальная удерживающая сила, а значит стоит заранее узнать всю необходимую информацию.