Как выбрать фаркоп для автомобиля
Считается, что выбор и установка фаркопа, или тягово-сцепного устройства для своего автомобиля – занятие элементарное. Достаточно знать максимальные величины нагрузок, указанные производителем в технических характеристиках устройства. На самом деле это не совсем так.
Итак, что же нужно знать чтобы правильно подобрать фаркоп?
На выбор фаркопа влияет целый ряд технических характеристик:
Расстояние между отверстиями креплений (т.н. "разболтовка") для ТСУ на задней балке автомобиля;
Тип сцепного устройства, которое используется на прицепе (петля или замок);
Максимально допустимая полная масса прицепа, которую рекомендует производитель автомобиля.
Величины максимальных вертикальных и горизонтальных нагрузок.
Тягово-сцепные устройства: перейти к разделу >>>
И если с получением данных по первым трем пунктам не должно возникнуть никаких сложностей, то с учетом того, что сейчас выпускается множество моделей автомобилей и прицепов, разнящихся по своим характеристикам, величины максимальных вертикальных и горизонтальных нагрузок придется рассчитать самому. Для этого существуют несложные формулы, дающие возможность правильно подобрать сцепное устройство для пары тягач-прицеп. При этом следует учитывать конструкционные особенности прицепов: с передней поворотной осью или с центральным размещением оси.
Подбор фаркопа для эсплуатации прицепа с передней поворотной осью
Определяющей величиной является максимально допустимая горизонтальная нагрузка (на разрыв и на сжатие) в килоньютонах (кН). Условно ее обозначают буквой D.
Формула для вычисления D выглядит так:
Здесь:
- Т [тонн] – максимально разрешенная полная масса автомобиля;
- R [тонн] – максимально разрешенная полная масса прицепа с передней поворотной осью;
- g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
Полученная фактическая величина D не должна превышать значение, указанное производителем фаркопа.
Подбор фаркопа для эксплуатации прицепа с центральным размещением оси
В этом случае нужно знать сразу три показателя:
- максимально допустимая горизонтальная нагрузка – Dc [кН];
- максимально допустимая динамическая вертикальная нагрузка – V [кН];
- максимально допустимая статическая вертикальная нагрузка – S [кг].
Величина Dc [кН], или максимальная горизонтальная нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
Где:
- Т [тонн] – максимально разрешенная полная масса автомобиля;
- C [тонн] – сумма всех нагрузок на ось прицепа с ЦРО при полной загрузке;
- g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
Полученная величина Dc не должна превышать значение, указанное производителем для данного фаркопа.
Величина V [кН] (динамическая вертикальная нагрузка) для прицепа с центральным размещением оси рассчитывается по следующей формуле:
Где:
- a [м/с2]– коэффициент, отряжающий вертикальное ускорение на фаркопе в зависимости от типа задней подвески автомобиля, а именно:Х [м] – длина грузовой платформы прицепа;
- а = 1.8 м/с2 – для пневматической подвески;
- а = 2.4 м/с2 – для любой другой подвески;
- L [м] – длина от центра тягово-сцепного устройства до середины колесной базы;
- X2/L2 - при рассчетах принимается равным не менее 1.
- С [тонн] – сумма всех нагрузок на ось прицепа с центральным размещением оси при полной загрузке.
Полученная фактическая величина вертикальной нагрузки V не должна превышать значение, указанное производителем на тягово-сцепное устройство. Эти показатели нужны для того, чтобы учесть динамическую нагрузку на фаркоп прицепа во время движения.
Примечание: Величины Dc (максимальная горизонтальная нагрузка) и V (динамическая вертикальная нагрузка) должны учитываться вместе.
Величина S [кг] обозначает максимально допустимую вертикальную нагрузку на тягово-сцепное устройство неподвижного автомобиля с прицепом. Эта величина указывается производителем фаркопа. Реальная же вертикальная статическая нагрзука зависит не только от веса прицепа в нагруженном состоянии, но и от размещения груза. Если груз смещен вперед, значение S может быть превышено, что может привести к поломке тягово-сцепного устройства, "отрыву" прицепа от автомобиля на ходу и аварии. Не лучше ситуация, если груз смещен к заднему борту прицепа – тогда тягово-сцепное устройство прицепа может "сорвать" с фаркопа автомобиля во время движения. Особенно велика опасность таких эксцессов на спусках и подъемах. Поэтому во избежание "потери" прицепа на ходу следует внимательно изучать характеристики тягово-сцепных устройств, которыми предполагается оснастить автомобиль и прицеп к нему.
Теперь, потратив немного времени на эти несложные расчеты, вы будете уверены в том, что сделали правильный выбор. Фаркоп, подобранный в соответсвии с рассчитанными характеристиками, верой и правдой прослужит долгие годы.
Если при выборе фаркопа у вас возникли вопросы, Вы всегда сможете получить квалифицированную консультацию опытных менеджеров интернет-магазина PRAGMATEC. Обращайтесь по телефонам: (067) 332-08-77, (050) 388-87-12 или пишите на e-mail: [email protected].